Ultima Thule

Мистерии Севера


Previous Entry Share Next Entry
Драконы морей
Thorshammer
tragedyscald
Решил сделать некоторую подборку на тему кораблей викингов. Искренне надеюсь, что это будет вам интересно )) приятного чтения! )






Сначала мы немного разберёмся с тем, чем были корабли норманнов для их современников.

Викинги стали владыками морей — об этом говорит вся их история. Торговля, пиратство, прибрежные рейды, долгие путешествия поселенцев — все это стало возможным благодаря техническим достижениям кораблестроителей и моряков, искусство которых не знало себе равного в Европе. Корабли викингов стали вершиной многовекового развития, стадии которого можно изучить по древним изображениям на скалах, по некоторым обнаруженным в болотах и курганах кораблям, которые древнее, чем эпоха викингов, и по изображениям на резных камнях с Готланда. Ключевым элементом в прогрессе кораблестроительства стало изобретение паруса и увеличение его размеров, усовершенствование характерного для скандинавских кораблей руля, который располагался с правого борта около кормы, и постепенное развитие настоящего и очень мощного киля. К концу VIII века корабли викингов уже могли пересекать Северное море, и Запад ужаснулся, оказавшись в полной власти разбойников, само появление которых поражало и страшило.



Корабли викингов были предназначены для различных целей. Отнюдь не все они были одного и того же размера и типа. Очевидно, что и среди военных, и среди купеческих кораблей существовало множество различных типов. Это подтверждается большим количеством различных наименований кораблей в письменных источниках.Хотя корабли викингов в IX веке, видимо, были совсем небольшими, но в последующие века они — по крайней мере корабли королей и князей — стали намного более крупными и роскошными. В источниках XI века упоминаются корабли с 25, 30 и 35 парами весел. Типичным кораблем такого типа был знаменитый «Великий Змей», построенный зимой 999/1000 года для короля Олава Трюггвассона. Согласно рассказу Снорри, на нем было 34 пары весел и плоская часть одного только киля была длиной почти 33 метра, включая нос и корму. Когда команда была полностью укомплектована для сражения, на каждом весле сидели по 8 человек и 30 стояли на носу, то есть всего на борту находилось 574 человека. Такие цифры кажутся маловероятными, и, судя по всему, это легендарное преувеличение. Более разумными кажутся цифры, которые приводятся относительно команд средневековых кораблей, где достаточно было трех гребцов на одно весло: один греб, другой прикрывал гребца, а третий фактически сражался. Конечно, викинги, пересекавшие Северное море с целью грабежа, не стали бы рисковать, так сильно перегружая свой корабль.



Неизвестно, из скольких кораблей в среднем мог состоять флот викингов, отправившихся грабить заморские страны. В летописях часто фигурируют очень большие цифры, но всегда можно подозревать, что это преувеличение. Кроме того, хронисты не делают никаких различий между большими военными судами и сопровождавшими их маленькими шлюпками. Хороший, достаточно достоверно зафиксированный пример — это флот, с которым Олав Трюггвассон отправился завоевывать Винланд в 1000 году: у него было 60 кораблей, из которых по меньшей мере 14 имели 30 или больше пар весел, на других — по 20 пар, а остальные были «маленькими лодками и судами продовольствием». Когда Харальд Хардрад (в традиционном написании — Гаральд Гардрад) вторгся в Англию в 1066 году, его флот состоял из 200 военных кораблей плюс небольшие суда.



Однако, если число судов и не было таким огромным, как можно подумать, читая некоторые хроники, нельзя сомневаться в том, что вид кораблей викингов внушал ужас. Вот как описывается флот, который привел Кнут в Англию в 1015 году, в одном латинском тексте: «Столь великолепно были украшены эти корабли, что они ослепляли смотрящих, и тем, кто смотрел издалека, казалось, что сделаны были они из пламени, а не из дерева. Ибо каждый раз, когда солнце проливало на них сияние своих лучей, в одном месте блистало оружие, в другом — сверкали подвешенные щиты. На носах кораблей пылало золото и искрилось серебро. Воистину, столь велико было великолепие этого флота, что если бы его господин пожелал завоевать любой народ, то одни корабли устрашили бы врага еще до того, как воины смогли бы вступить в сражение. Ибо кто смог бы смотреть на вражеских львов, ужасавших свечением золота, кто мог бы смотреть на людей из металла, угрожавших своими золотыми лицами, на этих быков на кораблях, угрожавших смертью, рога которых сияли золотом — не почувствовав ужаса перед королем подобного войска?» Щиты, роспись и позолота были характерны для кораблей викингов. Типичными были и носы, украшенные головами людей или животных, в связи с чем корабли викингов и стали называть «кораблями-драконами», а отдельным кораблям давали такие имена, как «Великий Змей», «Зубр», «Журавль», «Человечья голова». Корабли, украшенные головами животных, имеют долгую историю в Скандинавии: еще на ранних камнях из Готланда показаны корабли, носы которых сделаны в форме лошадиных голов, а более поздние похожи на змей.



Но на рассказах современников и косвенных данных невозможно построить умозаключение о том, как конкретно всё-таки выглядели "Великие Змеи". здесь нам на помощь приходит археология. Наиболее известные из найденных учёными кораблей - это ХЬОРТСПРИНГ, НЮДАМСКИЙ, КВАЛСУНДСКИЙ, ОСЕБЕРГСКИЙ И ГОКСТАДСКИЙ. О трёх из них речь пойдёт ниже.


Корабль из Гокстада лучше всего помогает нам понять, каким был типичный корабль викингов IX века, хотя он и несколько меньше, чем те суда, которые строили позднее. Он был обнаружен в кургане в 1880 году в толстом слое голубой глины, которая почти полностью сохранила прекрасную резьбу по дереву. Корабль послужил гробом для мужчины средних лет крепкого телосложения. Погребение датируется примерно 900 годом. Длина корабля из Гокстада составляет около 23 метров от кончика носа до кормы. Киль сделан из одного куска дуба. От него поднимаются элегантные крутые изгибы носа и кормы. Отсутствуют только самые высшие точки корабля — они выступали поверх защитного слоя глины и находились в обычной земле, поэтому сгнили. 16 поясов обшивки образуют корпус. Наибольшая ширина его составляет 5,25 метра, а глубина в середине корабля — около 2 метров; осадка корабля составляла чуть меньше метра. Корабль был обшит «внакрой», то есть каждый пояс обшивки перекрывал нижележащий пояс и был приклепан к нему. В большинстве поясов толщина планок не превышает дюйма, однако десятый пояс, находившийся у ватерлинии, и четырнадцатый, в который вделаны уключины, были немного толще, что позволяло этим планкам выдерживать дополнительную нагрузку. Планшир был очень мощным. Все пазы и стыки — заделаны шнурами, слабо сплетенными из щетины и шерсти.Внутреннюю структуру корабля образовывали 19 шпангоутов, находившихся на расстоянии около метра друг от друга, на которых лежали поперечные балки. Под ватерлинией обшивка корабля была не прибита, а привязана к этим балкам. Обвязка была сделана из корней ели и пропущена через клинья, оставленные в досках, когда их вырубали. Благодаря этой технологии корабль оказывался достаточно гибким, чтобы идти по бурному морю не разбиваясь: при более жестком соединении дерево должно было бы быть гораздо толще, чтобы выдержать нагрузку, и корабль лишился бы всех преимуществ, которые давали ему легкость и высокая скорость. В некоторых областях Скандинавии обвязку использовали  еще  более  широко,  чем  на корабле  из Гокстада: мы узнаем, что зимой 1138/39 года Сигурд Слембидьякон1 (претендент на трон Норвегии) приказал нескольким лапландским кораблестроителям построить для него два корабля, и «они были скреплены оленьими жилами, без гвоздей, и прутьями ивы вместо скреп, и каждый корабль мог везти 12 человек».У корабля из Гокстада нет фиксированной палубы; на нем были сосновые половицы, которые свободно лежали на поперечных балках, не будучи ничем закреплены. Приподнимая их в любом месте, легко было и вычерпывать трюмную воду, и вынимать хранившиеся под досками вещи. На этом и других кораблях были обнаружены ковшики для вычёрпывания воды; использовались и ведра, а насосы были неизвестны.Корабль из ГокстадаВозможно, самой странной деталью корабля викингов, на взгляд современного человека, был его руль, но на самом деле этот руль — одно из величайших технических достижений той эпохи. Он выглядел как очень широкое и массивное весло, прикрепленное к кормовой части, и в нормальном своем положении на 18 дюймов выступал ниже линии киля, давая хорошее боковое сопротивление воде. Однако глубину руля было легко приспособить и к мелководью. Главным местом прикрепления руля служил дубовый блок, намертво с помощью планок приделанный к особо упроченному шпангоуту. Кроме того, руль был прикреплен ремнем, который соединял его с планширом, и, когда рулевой высвобождал ремень и в то же время подбирал канат, прикрепленный к нижнему концу руля, канат накручивался на дубовый блок и таким образом поднимался со дна. Румпель можно было отсоединить; на корабле из Гокстада он более ярда длиной и украшен прекрасной головой зверя.Корабль из Гокстада был предназначен как для гребли, так и для хода под парусом. Мачта была сделана из сосны толщиной почти 30 сантиметров, всаженной в тяжелый дубовый блок длиной около 3,5 метра, который лежал на дне корабля. Кроме того, существовал еще более длинный блок, лежавший на поперечных балках, — специально для того, чтобы удерживать мачту в вертикальном положении; в этом блоке имелся паз, с помощью которого можно было поднимать и опускать мачту. Общая высота мачты точно неизвестна, поскольку часть ее была отрублена и положена на палубу с тем, чтобы она не выступала из кургана, а часть сгнила; возможно, ее высота составляла около 12 метров. Все, что осталось от паруса, — груда беловатой шерстяной материи с красными полосами и фрагментов конопляного каната.По каждому борту корабля было 16 уключин. Из каждой выходила небольшая прорезь, через которую можно было протащить лопасть весла внутрь корабля. В каждой уключине также была небольшая деревянная заслонка, которую можно было закрыть, когда корабль шел под парусом, чтобы уключины не пропускали воду. Весла изготовлены из сосны; длина их различна — от 5 до 6 метров, так, чтобы все они могли одновременно ударять по воде, несмотря на крутой изгиб корпуса корабля. Весла очень легкие, с тонкими, суживающимися к концу лопастями. Те весла, что не использовались, вместе с другими деревянными балками хранились на Т-образных подставках, которые более чем на 2 метра поднимались над палубой и, таким образом, не мешали людям ходить по кораблю. Единственная проблема, касающаяся гребли, — это та, где, собственно, сидели гребцы: скамей для гребцов обнаружено не было, однако высота, на которой расположены уключины по отношению к половицам, исключает возможность того, что гребцы стояли. Было высказано предположение, что они сидели на своих матросских сундучках, а таких сундучков на погребенном в кургане корабле найдено не было потому, что они были личной собственностью моряков, а не частью корабельной оснастки.Над рядом уключин, как раз под планширом, находилась легкая перекладина, с которой свисали щиты; все они висели на внешней стороне корабля. Их 64, по 32 с каждой стороны, и они покрашены попеременно в черный и желтый цвет. Висели они таким образом, что каждый щит отчасти перекрывал соседний и каждая пара соответствовала одной уключине. Из саг явствует, что щиты выставляли напоказ, когда корабль находился в гавани, а иногда — и в тот момент, когда боевой корабль готовился к атаке, но их, разумеется, не стали бы вывешивать в открытом море, поскольку они были прикреплены очень свободно, и первая мощная волна легко смыла бы их Красота корабля из Гокстада — трезвая и практичная; это красота мощных, сильных линий и великолепно рассчитанной конструкции. Декоративная резьба сведена к минимуму — несколько легких штрихов на половицах и заслонках для уключин, голова зверя на румпеле. Возможно, головы животного или другие украшения увенчивали утерянные нос и корму. Сохранились следы простой и эффектной раскраски: черный и желтый цвет щитов перекликаются с линиями краски на голове зверя, украшающей румпель, где видны следы красного, и те же самые три цвета — на резной, с головами зверей отделке палатки на корабле, одеялах и покрывале постели, на которой лежало тело владельца. Фигура на носу корабля, возможно, соответствовала остальной резьбе по стилю и цвету, и вся эта цветовая схема, как простой геральдический символ, помогала сразу узнать корабль и его владельца.

Гокстадский корабль извлекают из земли.


Современный вид гокстадского корабля (Музей кораблей викингов - Осло), верхняя часть реконструирована.





Поразительно контрастирует с аскетичным убранством корабля из Гокстада роскошное великолепие корабля, обнаруженного в 1903 году в Усеберге. В целом конструкции двух этих кораблей похожи; корабль из Усеберга лишь немного короче, на нем только на одну пару весел меньше, однако общее впечатление от него совершенно другое, поскольку глубина корабля посредине не достигает и 1 метра. Поднимаясь от длинных, низких бортов, нос и корма высоко взмывают над водой, и взлетающий изгиб носа завершается спиралью — изогнувшейся змеей. Полосы богатой резьбы с узором из волнообразных завитков очерчивают две кромки с обеих сторон носа; при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не просто завитки, а ряды переплетающихся зверей. Тот, кто стоял на палубе лицом к носу, мог видеть еще одну панель с резьбой — более гротескной и даже шутливой по стилю, где маленькие получеловеческие фигурки с выпученными глазами и телами головастиков карабкаются друг на друга.Однако, как бы богато ни был отделан корабль из Усеберга, он никогда не предназначался для плавания по открытому морю. У него слишком низкая осадка, тонкий киль, в уключинах отсутствуют заслонки; на корме и в самом корпусе из-за пазов в обшивке есть слабые места, и почти все доски палубы прибиты гвоздями, так что в случае необходимости нельзя было бы даже вычерпать воду. Такой корабль подходил только дУсебергский корабльля спокойной воды закрытого фьорда; видимо, его использовали для развлекательных поездок или, поскольку многие найденные в нем предметы могли быть связаны с культом, корабль служил религиозным целям и использовался в культе какого-нибудь божества. Погребение состоялось примерно в середине IX века, однако корабль уже был старым и изношенным, когда попал в курган. Его киль почти пришел в негодность; блок, удерживавший на месте мачту, когда-то раскололся, и его чинили; румпель отсутствовал; весла, руль и мачта были не частью первоначальной оснастки, а заменами — действительно, некоторые весла даже не были закончены. Судя по всему, корабль не использовался уже несколько лет, и на нем отсутствовала часть такелажа, так что его пришлось спешно оснащать с тем, чтобы он оказался достоин своей последней задачи.




Усебергский корабль (Музей кораблей викингов - Осло). Вид спереди


Усебергский корабль. Вид сверху (моя фотография)





Третий норвежский корабль происходит из Туне. Его обнаружили в 1867 году, и он сохранился не так хорошо, как два первых. Корабль относился примерно к тому же периоду, что и корабль из Гокстада (ок. 900 года). Длина его около 20 метров, максимальная ширина — 4,35 метра, глубина в середине — 1,3 метра, однако в разрезе он выглядит гораздо более плоскодонным, чем корабль из Гокстада; два широких шпангоута над ватерлинией заметно выгнуты наружу. Мощные блоки поддерживали мачту на этом корабле, и, возможно, на нем было 10 или 11 пар весел. Низкий, широкий корпус должен был сделать его очень устойчивым, а мелкая осадка подходила для использования в устьях рек или среди отмелей. Мореходность кораблей викингов была доказана без всяких сомнений в 1893 году, когда капитан Магнус Андерсен на корабле — точной копии своего собрата из Гокстада — пересек Атлантику. Корабль вышел из Норвегии 30 апреля и достиг Ньюфаундленда 27 мая, пережил множество штормов без всяких повреждений и достигал под парусом максимальной скорости 10 или 11 узлов. Капитан был в восторге от эластичности и легкости корабля и от того, с какой гибкостью его деревянный корпус встречал нагрузки во время плавания по океану. Кроме того, по мнению Андерсена, боковой руль способствовал легкому и эффективному управлению кораблем. Принято считать, что корабли викингов из-за их квадратных парусов могли плыть только по ветру (на фордевинд). На этот случай капитан Андерсен снабдил свой корабль стакселем, который в эпоху викингов еще был не известен. Однако с тех пор более тщательное исследование кораблей показало, что фактически нижнюю часть паруса можно было растянуть с помощью бона, вбитого в гнездо на палубе. Это устройство (возможно, в сочетании с булинем) могло позволить кораблю плыть в крутой бейдевинд, а возможно, и поворачивать на другой галс. Какой такелаж мог быть на кораблях викингов, не совсем ясно, тем более что верхушка мачты из Гокстада пропала, и поэтому нельзя сказать, имелись ли там отверстия, через которые можно было бы пропустить бакштаг. В общем и целом кажется вероятным, что использовались оттяжки и ванты, а пара деревянных блоков, обнаруженных на корабле, должна была помогать их натягивать. Рея, на которую поднимали парус, полностью не сохранилась, однако, возможно, длина ее составляла около 11 метров; площадь паруса должна была составлять около 105 квадратных метров.Камни с изображениями с Готланда донесли до нас множество изображений кораблей, плывущих с развернутым парусом, что вызывает ряд интересных вопросов. Оттяжки и булини иногда показаны, иногда нет. Сами паруса, как правило, покрыты узором из ромбов, в то время как письменные источники утверждают, что паруса раскрашены полосками контрастных цветов. То ли готландцы предпочитали другие узоры, то ли, что более вероятно, ромбы изображают сеть из канатов или кожаных ремней, которая покрывала поверхность слабо сотканного паруса, укрепляя его. Куски каната, найденные вместе с остатками паруса корабля из Гокстада, могут быть остатками такой сети.На изображениях из Готланда также есть любопытные перекрещивающиеся линии, которые выходят из нижней части паруса; их держат члены команды. Иногда кажется, что эти линии продолжают сетку на самом парусе, однако чаще они выглядят как отдельный набор канатов, перекинутых через нижнюю рею. Вероятно, это были лини, предназначенные для того, чтобы двигать нижнюю рею и уравновешивать парус, а возможно, рифы, проходившие сквозь петли, вшитые в сам парус, использовавшиеся для того, чтобы поднимать и опускать парус быстро и ровно; в этом случае изображения на камне могут показывать тот момент, когда парус только что опущен в начале путешествия.


Теперь разберёмся с технической частью раннего средневекового кораблестроения, а также с эволюцией раннескандинавских кораблей


Корабли викингов делились на два главных типа – боевые драккары и торговые кнорры. Первые были уже и легче для достижения максимальной скорости.



На рисунке сверху показана эволюция кораблей во времени. Внизу шкалафутов. Изображение взято из Энциклопедии “Исчезнувшие цивилизации” –“Викинги: набеги с севера”.

1-й корабль относится к периоду с 500 по 300 г. до н.э. Датская лодка хьортспринг.

2-й корабль – нюдамский, примерно 850 г. н.э. Он также как и хьортспринг не имел паруса и приводился в движение с помощью вёсел.

Норвежский квалсундский корабль 750 г. н.э. имел киль и был более крепким. Возможно, на нём уже использовался парус.

Знаменитый осебергский корабль использовался для ритуальных целей. 800 - 850 гг.

5-й корабль – гокстадский 850 г. Прочный киль, широкий, большой парус.

Корабль типа кнорр. Высокие борта позволяли перевозить большое количество груза.

Последний корабль был построен примерно в 1000 г. Это самый большой найденный драккар. Длина – 100 футов (30 метров).



Одно из самых значимых археологических открытий в этой области –находка во фьорде Роскильде (Дания), недалеко от города Скульделев.Были обнаружены сразу пять затопленных кораблей. Каждому присвоили имя“Скульделев” со своим индексом. Два последних корабля из нашего спискакак раз из этого списка: Скульделев – 1 и Скульделев – 2.

Имеятакой богатый материал, современные корабельные смогли смастеритьнастоящие прототипы драккаров прошлого. В 1893 г. и в 1991 г. разныекорабли успешно преодолевали путь то Норвегии до Ньюфаундленда(Канада), по древнему мореплавательному пути скандинавов.



Конструкция корабля



Эволюция кораблей:
"Судно из Квальзунда",
"Судно из Усеберга",
"Судно из Гокстада",
драккар на позднем этапе






Корабли викингов – это плод настоящего искусства – искусства изготовления быстрых и прочных кораблей. Именно культ драккаров, культ мореплавания позволил древним скандинавам стать такой грозной военной волной для других народов. На период экспансии никто не обладал такими совершенными технологиями. Их корабли могли преодолевать быстро больши ерасстояния и переносить достаточно многочисленный и динамичный отряд.

Корабльдля викинга – это его второй дом. Многие исследователи находят его очень схожим с наземным жилищем скандинавом. Общая структура одна и таже. Каждый воин имел свой угол на драккаре. У него была своя скамья,где он спал, либо сундук, который использовался тоже для сна, а также для хранения всей утвари воина – оружие, трофеи.

В древности иметь свой корабль – это наивысшая ценность. Практически ничего не было дороже из имущества, чем гениально изготовленный морской дракон.

Каждый корабль отождествлялся с живым существом. Он имел своё уникальное имя .Как и любое животное у него был свой нос и хвост, которые былис оответственно украшены. Зачастую, передняя часть корабля представляла собой голову мифического животного. Чаще – дракона. Он и отгонял злы хдухов, и просто наводил умопомрачительный страх противнику.






Источники:
1.http://ru.wikipedia.org
2.http://www.kidsoft.ru/files/web_design/design000075/viking/ship.htm
3.http://www.fiord.org/

Хорошая подборка. У меня все это есть в книгах, все это изучал когда занимался историей парусного флота. Но все равно интересно и полезно.

Вот это интересно.
Было бы интересно узнать, как викинги перевозили питьевую воду во время длительных перемещений на судах.

Прям хотьв вайт европу(сообщество моё- см профиль) кросст-пость).


Известное дело - в бочонках и бочках ))

Закросспостю, когда меня в коммунити запишешь ))

интересно.

хотя всё равно в 30 лет они все умирали от цинги. а скандиавская культура в культурологии считается женской, ибо в то время когда волосато-бородатые викигосы бороздили просторы морей - очагом и социльным устроением заведывали женщины. это ссчитают одной из главных исторических причин почему сейчас в скандиавских странах в парламете очень много женщин, которые очень хорошо лоббируют выплаты больших социальных пособий. Социализм в скандинавии построен буквально благодаря отсутствию мужчин дома :)

Лена... мне стыдно за твоё историческое невежество 0_0

1)"хотя всё равно в 30 лет они все умирали от цинги" - не подтверждается данными, полученными при раскопке могильников. Обычно там находят людей 40-45 лет погибших в бою, но никаких следов цинги на зубах черепов не обнаружено. Если ты имеешь в виду могильники в Гренландии - то там люди скандинавы вымерли от целого ряда болезней, в том числе от сифилиса, полученного от местных эскимосов.
2)"а скандиавская культура в культурологии считается женской, ибо в то время когда волосато-бородатые викигосы бороздили просторы морей - очагом и социльным устроением заведывали женщины" - ну конечно ))) а то, что женщина не имела права голоса на тингах - и за неё должен был отвечать брат, отец или муж даже в том случае, если её признавали виновной в чём - либо. Да и не все были сэконунгами - многие действовали и на суше. А как быть с земледельцами- бондами? Они жили только на суше и главенствовал там всегда мужчина. опять же культура - к домостроительству, ювелирии, кузнечному и корабельному делу женщины НИКАК не допускались. На их долю оставалось только шитьё и колдовство. Ну и поддержание домашнего порядка.
Опять же когда начала править внучка Харальда Прекрасноволосого - Гуннхильд Мать Королей - все были очень удивлены - как это так женщина сама управляет после смерти мужа (Эйрика Кровавой Секиры) - что говорит о нераспространённости женской власти в те времена )

"Социализм в скандинавии построен буквально благодаря отсутствию мужчин дома :)" - социализм в скандинавии построен благодаря системе тингов, на которые не допускались женщины и вели их конунги или ярлы - мужчины, а также благодаря законоговорителям - средневековым юристам, в которые брали исключительно мужчин))

Миф развенчан ! ))

Спасибо. Все это есть у меня в книгах, но перечитать было очень интересно :)

попа хуяк топором... славно))) благодарень за подборку. Наши варяги не менее круты;)

И крест не спасёт )))

да я бы сказал даже более круты - вон как датских викингов нагибали и дань с них брали только в путь ))

Спасибо, отличная статья.

Ключевым элементом в прогрессе кораблестроительства стало изобретение паруса

Парус был задо-о-о-олго о викингов


на каждом весле сидели по 8 человек

Это физически не возможно

за что купил - за то продаю, как говорится ))

в принципе - ты прав )

Очень интересно! А откуда ты брал картинки? Особенно тактическую схему?

Смотря какие картинки. Одна из фоток из музея - моя (подписано). Нападение викингов на ирландский монастырь - сканировал из "энциклопедии Культуры Средневековья" - сканировал.
Тактическую схему и строительство корабля сосканировал с книги "Славяне и скандинавы" - И. Херрмана и Е.А. Мельниковой

А первый драккар...

..не из Выборга часом будет?;)
Состояние у них, конечно, из года в год все хуже и хуже....

Re: А первый драккар...

если ты про фотку - то возможно?

у кого состояние хуже? )

Отличная подборка. В принципе, много чего мне было уже известно, но все равно прочитал с интересом. Жаль, что нет такого обширного исследования по кораблям балтийских варягов-русов, по крайней мере, мне пока не попадалось.

Да, к сожалению у варягов не найдено такого количества кораблей - причина здесь в том, что почва скадистая, а не глинистая, в которой дерево сохраняется )

Очень интересно, спасибо!

Ведающим во благо! ))

Во благо достойным )

офигенно. сенкс

?

Log in

No account? Create an account